Оркестр
История развития оркестра кинотеатра "Север" неотделимо связана с биографией артистов, выступающих на сцене кинотеатра. Наиболее значимыми, по нашему мнению, были: М.М. Аренсон, В.П. Малишава, В.П. Скрылева.
Максим Михайлович Аренсон





Максим Михайлович Аренсон (1903-1965) - скрипач, участник струнного квартета им. Н.А. Римского-Корсакова, руководитель музыкальных коллективов, педагог

1920-е - участник симфонического оркестра при Политуправлении Беломорского военного округа, выступления в театрах, кинотеатрах и ресторанах

1930-е - руководитель первого Архангельского джазового оркестра в кинотеатре "Эдисон"

1950-е - руководитель эстрадного оркестра в кинотеатре "Север"

Валентина Павловна Скрылева






Валентина Павловна Скрылева (1917-?) - эстрадная певица, сопрано. Репертуар состоял из более 300 песен.

1930-е - выступления в клубе лесозавода № 3. Вокальные курсы при Доме народного творчества

1940-е - участие в художественной самодеятельности Дома офицеров. Выступления в госпиталях, воинских частях Архангельского гарнизона

1945 - музыкальный ансамбль при кинотеатре "Эдисон" под руководством И.А. Роскова.

1950- 60-е - эстрадный оркестр кинотеатра "Север"

Валерий Платонович Малишава






Валерий Платонович Малишава (1939) – певец, баритон. Участвовал в более чем 2000 концертах.

1950-е - учеба в музыкальном училище им. Римского – Корсакова при Ленинградской консерватории, ВИА «Невские гитары» Архангельской филармонии

1975-76 – солист Саратовского академического театра оперы и балета

1977-1980 - оркестр в кинотеатре "Север"1984 - открытие класса эстрадного пения в Архангельском музыкальном училище

Интервью с Ией Максимовной Аренсон, дочерью Максима Михайловича Аренсона - руководителя джазового оркестра
О кинотеатре «Север»: Заходили мы туда, как говорится, в предбанник, и там было небольшое окошечко, где мы и покупали билеты, а дальше проходили и перед нами открывалось фойе. Фойе было концертным залом. Там стояли ряды стульев и была сцена. На сцене играл джаз. В основном там находились архангелогородцы, потому что тогда у нас культура только развивалась, но все это были старожилы. Руководил этим оркестром мой отец. Директором кинотеатра, я помню, был Дмитрий Степанович Попов. Он всегда поддерживал музыкантов и сам был в какой-то степени любитель-музыкант, он играл на альте. А папа мой играл на скрипке, причем с ним в оркестре был его ученик и друг Аркадий Федорович, он играл на скрипке и банджо. Еще в оркестре играл мой дядя, Федор Михайлович, позже стал флейтистом в оркестре Мравинского. Во время Хрущевской оттепели он разъезжали по всему миру, окончив лишь музыкальную школу. Отец тоже кончил музыкальную школу.

Театр был уютным, возле сцены по бокам стояли скульптуры пионеров, один играл на барабане, а второй – на горне. Внизу был буфет, можно было подкрепиться. Когда заходишь в этот зал, с левой стороны были двери в кинозал. Этот зал был очень удобен, не во всех ведь кинозалах есть балконы, а там был балкон наверху, а внизу был покатый пол, так было очень удобно смотреть на экран, никто впереди сидящий не мешал. В зрительном зале был выход с одной и с другой стороны сразу на улицу: одна дверь выходила во двор, а вторая - на Театральный переулок.

Сначала кинотеатр назывался «Эдиссон», а когда началась борьба с космополитизмом и меняли все названия на русские, тогда его назвали «Север». Все любили ходили в кинотеатр, это был центральный кинотеатр, несмотря на то, что рядом с домой был «АРС», мы все равно ходили в «Север», потому что там было комфортно.

Люди туда приходили с работы, даже заранее, чтобы прийти на концерт, сначала послушать, а потом идти смотреть фильм. В кинотеатр всегда все стремились попасть.

О фильмах: Помню «Свинарку и Пастух» во время войны. Было очень жарко! Я как раз выучила песенку там «В какой стране я не буду, по какой не пройду я тропе...», и когда я приехала в лагерь, девчонки всегда заставляли петь эту песню. Я, конечно, вокалистом не стала. Я закончила музыкальную школу и в институте была аккомпаниатором институтского хора и всех солистов. А музыкантов у нас в роду много.

Еще там были такие кинофильмы как «Молодая гвардия», я помню мы всей школой ходили на две серии этого фильма, а девчонки потом рисовали участников этого фильма.

Еще я запомнила кинофильм «Веселые ребята» с участием Орловой и Утёсова, очень хороший музыкальный фильм. Конечно, уже с детства я любила очень петь, и пела разные песенки, которые слышала, сочиненные Дунаевским. А вообще, день у меня всегда был наполнен музыкой: дядя Федя репетировал на флейте, папа играл на скрипочке, и даже когда я маленькая совсем была, я засыпала под их мелодию.

Об оркестре и квартете: Репертуар менялся с каждой сменой кинофильма. Папа составлял всегда программу и утверждал ее в комитете культуры. Программа готовилась к определенным датам. Но потом папе пришлось уйти в симфонический оркестр, у нас был шикарный симфонический оркестр, правда, было много приезжих специалистов, но именно они увеличили оркестр до 50 человек. В оркестре были и арфисты, и виолончелисты, духовой состав тоже был очень большой, и выступали они не только в Архангельске. Но в 1937 году группа струнных (виолончелист, две скрипки и альтист) решили организовать квартет. Для квартета было много прекрасных произведений, особенно хорошо я помню «Анданте Кантабиле» Чайковского, очень красивое произведение. Вообще, Чайковский мой самый любимый композитор. Этот квартет потом получил звание имени Римского-Корсакова.

Мой папа был постоянным участником этого квартета (вторая скрипка). Ещё один скрипач был из Кировского театра (первая скрипка). Все участники были с консерваторским образованием, а папа закончил лишь музыкальную школу. Он всего добивался сам. И когда сюда приезжали гастролеры, всегда его приглашали участвовать в оркестрах, например, приезжали оперные театры, и всегда его звали, и папа никогда не отказывался, потому что он очень любил музыку. Он работал до последнего дня своего жизни, держал гриф, чтобы не потерять технику пальцев. Это достойный пример современным музыкантам, которые добираются мастерства.

Гастроли у квартета были от Владивостока до Калининграда, с юга и до севера, и выступали они по всей нашей области. Во время войны я была в пионерском лагере, и как-то раз нас привели в какое-то помещение, где стены были обклеены какими-то буклетами, смотрю, а там фотография их квартета, мой папа там. Я девочкам говорю: «Это мой папа».

О том, какую роль сыграл кинотеатр в жизни города:
Кинотеатр внёс большую культурную роль, так сказать, культуру в массы, не только показом кинофильмов, но и пропагандировал нашу отечественную музыкальную культуру. Обязательно его нужно восстановить как памятник для города, тем более остались ещё стены и месторасположение центральное, это самый центр города! Архангелогородцы очень любили туда ходить.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website